суббота, мая 10

Юридический статус блогера


Что необходимо знать журналистам и блогерам , чтобы соблюдать новые положения законодательства об интернете от 22 апреля 2014 года

Госдума приняла поправки по регулированию интернета, внесенные в рамках "антитеррористического пакета".
Там дано определение понятию «блогер», говорится о создании реестра блогеров и наделением их обязанностями СМИ, об ответственности за нарушение законодательства.


До этого законопроекта все было логично:





Правовой статус СМИ:

- Имеет свидетельство о СМИ и устав редакции

- Работает в соответствии с медийным законодательством (Закон о СМИ и др.)

- Может быть закрыто за нарушение законодательства о СМИ

- Привлекается к ответственности как юридическое лицо




Правовой статус блога:

- Не имеет свидетельства о СМИ и устав редакции (хотя уже есть исключения!)

- Работает в соответствии с общим законодательством, специального регулирования нет

- Нельзя официально закрыть за нарушение законодательства о СМИ

- Можно привлечь к ответственности как частное лицо



По закону о СМИ, журналист – это:

- Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями;

- Лицо, занимающееся такой деятельностью по заданию редакции;


Журналист – это:

- Штатные сотрудники редакций, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

- Авторы, не связанные с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции



Блогер – это:

- Физическое лицо, создающее и распространяющее информацию в Интернете;

- Независимое лицо, выполняющие свои функции добровольно, а не на основе договора;

- Может быть привлечено к ответственности на общих основаниях.

- N.B. – есть исключения – корпоративные блоги!

Ни в одном законодательном акте ранее не было дано определение понятию «блогер» (!!)





Способы получения информации журналистом и блогером:

- Поиск информации;

- Сбор информации;

- Посещение источников информации;

- Официальный запрос информации, как редакция СМИ;

- Получение информации из конфиденциальных источников;

- Аккредитация;

- Письма в редакцию





Что предлагается:

В законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вводится определение блогера: "лицо, размещающее открытую информацию на персональной странице", на которую приходится более 3 тыс. посещений в сутки.

Роскомнадзор должен выявлять популярных блогеров (как самостоятельно, так и при помощи отдельных граждан и организаций), запрашивать у провайдера хостинга (или у ресурса, который обеспечивает размещение блога) информацию о "данных, позволяющих идентифицировать владельца" персональной страницы. После чего блогеру будет отправляться уведомление о включении в реестр и новых обязанностях.


Что такое посещения:

В тексте закона не говорится, что именно понимается под термином «посещения». В интернет-статистике посещениями принято считать сессии, то есть множество заходов на сайт с одного и того же устройства с определенной разницей во времени.

Для Google Analytics разными сессиями считаются заходы с разницей в полчаса, для LiveInternet — в 15 минут.

Поскольку в законе напрямую не дается определения «посещениям», то под этим понятием авторы документа могут понимать и число хитов (просмотров страниц), и число хостов (число уникальных IP-адресов, с которых открывали сайт).


Что странно:

По Закону о СМИ регистрация интернет-СМИ – дело добровольное, регистрация блогера – обязательная (!!)

Почему так?
Ведь и СМИ и блогеры должны понимать, что общение со своей интернет-аудиторией – дело крайне ответственное…



Об идентификации блогеров:

Блогеры должны будут размещать свои фамилию и инициалы + электронный адрес.

При невозможности идентифицировать личность блогера, Роскомнадзор направит провайдеру хостинга уведомление о необходимости предоставления соответствующих данных.

Ответить необходимо в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления. Непредставление сведений карается штрафом для граждан от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для юр. лиц - от 50 тыс. до 300 тыс. рублей.
Повторное правонарушение в течение года увеличивает штраф почти в 2 раза.


О правах блогера:

- Имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию;
- Излагать личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима,
- Распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с законом "О рекламе"



Чем примечателен реестр:

Включение в реестр даст блогеру право размещать рекламу за деньги и обязанность платить с нее налоги.

Сейчас: популярные блогеры регистрируются как индивидуальные предприниматели, заключают с рекламодателем официальный договор, размечают оплаченные публикации специальными метками и платят налоги.
Рекламодателям выгодно работать по договору, так как рассчитываться и отчитываться за подобные рекламные размещения проще.


Известный интернет-деятель Антон Носик в разговоре с «Лентой.ру» сказал, что поправки, приравнивающие блогеров к СМИ или журналистам, вообще не могут быть приняты, так как противоречат российскому законодательству: в законе о СМИ указано, что регистрация СМИ — это процесс добровольный и никто в России не обязан регистрировать в качестве СМИ газету или журнал.

Закон о СМИ берет свое начало из Конституции РФ, где сказано, что для того, чтобы выражать свое мнение открыто, не нужна государственная регистрация.





Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин:

«Мы (министерство) всегда исходим из того, что блогеры - не журналисты и что очень опасно пытаться смешивать эти два понятия. Более того, самое интересное, что на протяжении длительного времени мы вели дискуссию с коллегами из Совета Европы на предмет статуса блогеров, и наша позиция всегда заключалась в том, что журналист - это журналист, а блогер - это блогер. Таким образом, комитет Годсумы, принимая эту поправку, показал солидарность с нашими оппонентами из ПАСЕ. Для нас индустриально важна разница между журналистом и графоманом», - сказал Znak.сom Волин.


Обязанности блогеров:

- Всем пользователям интернета с трехтысячной ежедневной аудиторией запрещается скрывать «общественно значимые сведения», равно как и фальсифицировать их (что считать такими сведениями, в законе не говорится)

- Проверять достоверность публикуемой информации и «незамедлительно» удалять недостоверные сведения (не оговаривается, насколько незамедлительно)

- Соблюдать правила публикации материалов о выборах и референдумах, то есть не публиковать данные опросов за пять дней до голосования.
В день выборов запрещено публиковать экзит-поллы вплоть до закрытия участков

- Следить за соблюдением законодательства, то есть не распространять экстремистскую информацию, не раскрывать гостайну, не публиковать оскорбительные высказывания, а также избегать матерных выражений.
(Наказания за эти действия уже прописаны в других законах)

- Не использовать "материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, а также материалы, содержащие нецензурную брань".
(Наказания за эти действия уже прописаны в других законах)

- Не допускать распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства (и это уже прописано в других законах)

- Не только следить за тем, что пишут они сами, но и за другими пользователями, которые могут написать что-то на их странице (отвечать не только за свои посты, но и за любой комментарий на своей странице)

- Указать на своей странице свою фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты.
(Никакого наказания за невыполнения этого предписания законом пока не предусмотрено)



Еще один новый термин:

Организатором распространения информации считается «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ», которые используются для «приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей».

Роскомнадзор получит право запрашивать у «организаторов распространения информации» данные о личности каждого пользователя.

Как заявил глава комитета Алексей Митрофанов, под это определение подпадают Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и любые другие социальные сети в самом широком смысле.


Как будет работать этот закон:

Роскомнадзор находит блог — это может быть персональный сайт, страница в социальной сети и так далее. Используя свою методику, ведомство вычисляет суточную аудиторию блога.
Если она превышает три тысячи человек, Роскомнадзор просит «провайдера хостинга» или иное лицо, «обеспечивающее размещение открытого персонального сайта», предоставить данные о владельце той или иной страницы.

Сведения должны позволить идентифицировать пользователя. На ответ у адресата Роскомнадзора есть три рабочих дня.

После получения информации от провайдера Роскомнадзор уведомляет пользователя интернета о том, что он является блогером и добавляет его в реестр.


Исключение блога из реестра:

Блог исключается из реестра автоматически, если в течение полугода его суточная аудитория не превышает трех тысяч посещений.

Добиться исключения пользователь интернета сможет и по собственному заявлению, которое можно подать после трех месяцев, в течение которых на сайт заходили меньше трех тысяч раз в день.



Санкции за невыполнение закона:
введут в статье 13.31 КоАП:

-за отказ уведомить Роскомнадзор об организации площадки по обмену информацией - штраф 1-5 тыс. руб. на физ. лиц и 100-200 тыс. руб. для юр. лиц,

- за отказ хранить и предоставлять правоохранителям данные об обмене информацией между пользователями — штраф 3-5 тыс. руб. для граждан и 100-200 тыс. руб. для организаций


Если провайдеры хостинга и ресурсов, которые обеспечивают размещение блогов, откажутся предоставить данные, "позволяющие идентифицировать владельца персонального открытого сайта", юр.лицу грозит штраф в 50-300 тыс. руб. (поправка в ст. 19.7 КоАП)

За повторное правонарушение предусмотрен штраф до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Одновременно будет расширена и ст. 13.18 КоАП, куда будут вписаны штрафы (от 500 руб. до 1 тыс. руб. для физ. лиц, 1-2 тыс. руб. для должностных лиц и 10-20 тыс. руб. для юр. лиц) за "воспрепятствование работе сайтов в сети интернет", в том числе официальных сайтов органов власти.



«Интернет разрушает понятие границы, разрушает понятие суверенитета. И современные коммуникации позволяют вторгаться в суверенные внутренние интересы и нарушать принципы национальной безопасности» – Ирина Яровая, депутат ГД РФ.


Новые антитеррористические поправки также предъявляют следующие требования к Интернет-платежам:
Интернет-платежи между физическими лицами запрещены. Разрешается переводить в адрес компаний, кроме иностранных, до 15 тыс. руб. анонимно, но если получатель - физическое лицо, придется пройти идентификацию. В месяц лимит составит 40 тыс. руб.
Идентифицированный пользователь вправе переводить до 60 тыс. руб. в день и до 200 тыс. руб. в месяц.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут переводить электронные деньги только тем физическим лицам, которые прошли идентификацию. Переводы между физическими лицами будут возможны только при условии идентификации плательщика.






Татьяна Магера любезно поделилась информацией,
а именно презентацией Наталья Якимовской


Комментариев нет:

Отправить комментарий